Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гласс филипп

Энциклопедический словарь

ГЛАСС Филипп - ГЛАСС Филипп (Phlipp Glass) (р. 31 января 1937, Балтимор), американский композитор, пианист. Один из основоположников музыкального минимализма (см. МИНИМАЛИЗМ).

Начал играть на скрипке с 6 лет, на флейте - с 8. Увлекался, помимо прочего, музыкой композиторов новой венской школы (см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА), в частности, А. фон Веберна (см. ВЕБЕРН Антон фон). В 19 лет поступил в Чикагский университет (математика и философия), а позже начал обучение в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. В это время Гласс стал отказываться от 12-тоновой техники и увлекся творчеством таких композиторов, как А. Коупленд и У. Шуман.

В возрасте двадцати трех лет Гласс перебрался в Париж и в течение двух лет занимался у известного педагога Нади Буланже. Во время пребывания в Париже к нему обратился один кинорежиссер с просьбой транскрибировать музыку известного индийского композитора и ситариста Рави Шанкара (см. ШАНКАР Рави), чтобы ее смогли читать французские музыканты. В ходе работы Гласс подружился с Шанкаром (дружба и сотрудничество между ними продлятся многие годы), заразился неевропейскими этническими музыкальными концепциями и предпринял несколько путешествий в Северную Африку, Индию и Гималаи, исследуя местные музыкальные традиции. По возвращении в Нью-Йорк Гласс приступил к написанию собственной музыки. В 1974 вышла первая работа композитора под названием «Music In 12 Parts». В основе композиций лежали циклически повторяющиеся простые темы, написанные на диатонической «подкладке» и претерпевающие лишь количественные изменения. Это был период чистого минимализма в творчестве Гласса.

В 1975 Гласс написал свое первое значительное произведение - минималистическую оперу «Einstein On The Beach». (Это первая из трех опер Гласса, посвященных выдающимся личностям, «историческим фигурам, которые своей мудростью и силой внутреннего ви́дения меняют ход истории»; помимо Эйнштейна (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт), Гласс избрал М. К. Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд) и древнеегипетского фараона Эхнатона (см. ЭХНАТОН).) После выхода альбомов «North Star» (1977), «Dances Nos. 1&2» (1979) и особенно «Glassworks» (1982) Гласс стал известен во всем мире. Ему начали делать заказы на написание произведений (например, опера «Satyagrakha» (1985) быда заказана Нидерландской оперой, а «Akhnaten» (1987) - Штутгартским оперным театром).

В 1983 началась работа Гласса по написанию музыки к фильмам Годфри Реджио «Koyaanisquatsi» (1983), «Powaqquatsi» (1988) и «Naqoyquatsi» (2002), повествующим о разрушительном и самоуничтожительном характере современной цивилизации, о чудовищной пропасти, отделяющей современного человека от природы и ее извечных законов. Талантливая завораживающая музыка удивительно удачно гармонировала с видеорядом, создавая причудливые и несколько пугающие грандиозные полотна. В 1983 известный английский режиссер П. Гринуэй (см. ГРИНУЭЙ Питер) посвятил Глассу часть своего документального фильма «Четыре американских композитора», где музыкант соседствовал с Мередит Монк, Джоном Кейджем (см. КЕЙДЖ Джон) и Робертом Эшли.

Гласс оказал значительное влияние на ряд рок (см. РОК-МУЗЫКА)-исполнителей - таких, как Роберт Фрипп (см. КИНГ КРИМЗОН), Брайан Ино (см. ИНО Брайан), Дэвид Боуи (см. БОУИ Дэвид), Дэвид Бирн. Особенно удачно наследие Гласса прижилось в арт-роке (см. АРТ-РОК). Не обошлось и без обратного влияния: в инструментальный арсенал Гласса давно и прочно вошли синтезаторы; множество произведений отличаются четко выраженным ро́ковым саундом (см. САУНД). На запись своего альбома «Songs From Liquid Days» (1986) Гласс пригласил таких известных исполнителей рок-музыки, как Пол Саймон (см. САЙМОН ЭНД ГАРФАНКЕЛ), Дэвид Бирн, Лори Андерсон и Сюзанна Вега. А в 1993 Гласс записал авторскую обработку альбома Дэвида Боуи «Low».

Также Филипп Гласс написал музыку к некоторым современным американским кинофильмам, а именно: «Шоу Трумена» (Truman Show, 1998), «Candyman» (Кэндимен, 1992), «Часы» (Hours, 2002), «Иллюзионист» (Illusionist, 2006).

Сочинив и записав множество произведений, популярных во всем мире, Филипп Гласс, наряду со Стивом Райхом (см. РАЙХ Стив) (Рейчем), Пьером Булезом (см. БУЛЕЗ Пьер), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), С. Губайдулиной (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна) и др., стал классиком современной симфонической музыки.

Полезные сервисы